Главная » Люди » Между кино и детьми

Между кино и детьми

Большой режиссер, увлеченный винодел, издатель и неутомимый мечтатель Фрэнсис Форд Коппола сегодня снимает кино, свободное от условий рынка. Ему интересно экспериментировать, создавая свой собственный Голливуд.

В 80‑е молодой режиссер Фрэнсис Форд Коппола получил за трилогию «Крестный отец» четыре премии «Оскар» и мгновенно стал знаменитым. Сегодня у него есть все, что только можно было бы пожелать: 5 премий «Оскар», 2 «Золотые пальмовые ветви», признание критиков и любовь киноманов, большая семья, двое детей, четверо внуков, огромные виноградники, собственная марка вина. Но главным для него, как и в детстве, остается кино, которое он до сих пор снимает в удовольствие.

Вы приехали в Россию не на один день, посетили много разных мест, встретились с молодыми российскими режиссерами. Чем вас так заинтересовала наша страна?

Я не первый раз приезжаю в Россию и всегда получаю море удовольствий. Здесь очень добрые и дружелюбные люди, и мне это нравится. На этот раз я приехал в Москву не только для того, чтобы показать свою новую картину «Между», но и для того, чтобы провести исследование для своей следующей картины. Поэтому первым делом я отправился в Политехнический музей и ознакомился с приборами механического телевидения. Следующая картина будет более масштабная, чем мои последние три работы. Если честно, то я обдумываю этот проект уже лет 20. Мы все приходим в этот мир и являемся свидетелями целой эпохи. А у каждой эпохи есть свой мотив и свой смысл. Я родился в 1939 году, и мне просто очень хочется оценить мое время с 20‑х годов прошлого века до 20‑х годов нынешнего. Об этом и будет мой новый проект.

Ваш последний фильм «Между» пропитан мистикой. А в вашей жизни случаются мистические моменты?

Да, постоянно. Мистика есть во всем. Я во многом не уверен, и на многое у меня нет ответа, но я точно знаю, что реальность не такая, какой мы ее видим. Когда я был маленьким мальчиком, я часто смотрел на небо и думал: как же весь этот мир устроен? Но ничего не понимал. И знаете, я до сих пор ничего не понимаю. Я много читал, исследовал, интересовался философией, физикой, квантовой физикой. Я всегда пытался понять наше предназначение в этом мире. Об этом я думаю всю свою жизнь. Я уверен, что в будущем нам станут известны такие вещи, которые в корне изменят не только наши представления о жизни, но и само человеческое существование.

А правда, что история нового фильма вам просто приснилась?

Действительно, тогда я был в Стамбуле, и в одну из ночей, когда я изрядно выпил ракии, мне приснился сон. А в 5 часов утра раздался призыв на молитву, который логично вписался в мое ночное повествование. И я помню, как сам себя уговаривал не просыпаться, а досмотреть, чем закончится история. Когда я открыл глаза, я сразу же записал увиденное на диктофон. И эта часть практически без изменений присутствует в фильме.

Почему вы отказались от большого голливудского стиля и стали снимать камерные фильмы, которые больше подошли бы дебютантам, чем режиссеру вашего масштаба?

Большого Голливуда уже не существует. С тех пор как 20 лет назад газеты стали печатать кассовые сборы, превратив кинематограф в разновидность спортивного состязания — Голливуд умер. Когда-то я работал с продюсерами из Warner Brothers или Metro-Goldwyn-Mayer — это были люди, которые обожали кино! А сейчас кинематографом владеют какие-то компании, чей главный интерес в курсах акций. Так что традициям Великого Голливуда пришел конец. Посмотрите, все эти фильмы, они же совершенно одинаковые. Мне неинтересно принимать участие в этой гонке.

Я стал знаменитым в 33 года, после выхода на экраны фильма «Крестный отец». Это очень рано. Любой, к кому пришла слава в этом возрасте скажет, что это очень тяжелое испытание. Потому что повторить такой успех в своей дальнейшей жизни практически невозможно. Знаете, Феллини был в глубокой депрессии оттого, что долго никто не замечал его фильмы, которые он снимал после «Дороги». Теннесси Уильямс повзрослел и постарел, пока критики принимали в штыки его новые пьесы после «Трамвая Желания». Со мной случилось то же самое. Пережить такое действительно непросто. Я знаю, что никогда не сниму фильм, подобный «Крестному отцу». К тому же, сегодня просто бессмысленно конкурировать с Голливудом, и я решил снимать малобюджетные картины, такие, которые я делал в студенческие годы.

Получается, что вы экономите на фильмах?

Последние 20 лет я очень успешен в бизнесе (у Копполы свои виноградники, он производит вино, владеет сетью отелей — прим. ред.). Я могу позволить себе делать фильмы, не боясь потерять деньги. Но я сознательно себя ограничиваю. Сегодня я как никогда хочу быть ближе к тому состоянию, когда я был студентом. И самый лучший путь — это попытаться сделать фильм без достаточного количества денег, без своих проверенных коллег и партнеров, без тех великолепных людей и специалистов, с которыми я много работал, а с молодыми и неопытными. Я экспериментирую, и мне это нравится.

В интервью вы говорили, что ваша судьба была решена после того, как вы увидели фильм Сергея Эйзенштейна. Были ли в вашей жизни другие судьбоносные моменты?

В 15 лет, когда я прочитал пьесу Теннеси Уильямса «Трамвай желание» — это произведение перевернуло мою жизнь. Оно было абсолютно прекрасно. Тогда я решил, что стану драматургом, и поступил в театральный. Там я заметил, что лучше всего у меня получались технические аспекты дела — постановка света, декорации, музыкальное оформление и т. д. Но когда я увидел картину Эйзенштейна «Октябрь», я не мог поверить, что такое кино существует. Это было что-то необыкновенное. И я сказал себе: «Хочу снимать кино», — и поступил в кинематографическую школу в Лос-Анджелесе. В дальнейшем, когда я стал изучать биографию Эйзенштейна, я понял, что мы с ним очень похожи. Он, как и я был человеком театра, который пришел в кино. Ведь в кинематографе есть и то, что есть в театре плюс технические особенности, которые мне всегда были интересны.

У вас большая семья. Что она для вас значит?

В молодости, учась в театральном, летом я подрабатывал в детских лагерях. Там мы ставили небольшие пьесы: неделю — с пятилетними детьми, неделю — с шестилетними и так далее. Под конец смены мы делали одну большую общую постановку. Так что я всегда любил детей и отлично находил с ними общий язык.

Я очень рано женился, у нас появились дети, я стал счастливым папашей. И однажды я сказал жене: «Куда бы я ни поехал, я буду брать детей с собой». В итоге они нигде толком не учились, потому что всегда были на съемочной площадке. Они у меня как дети цирковых артистов, которые с пеленок умеют показывать трюки на трапеции. А дома летом мы с ними всегда ставили спектакли (с моим-то опытом!). Так что они с детства были погружены в атмосферу театра и кино. Я горжусь этим, горжусь ими. София уже сняла пять картин, и в каждой из них есть свой стиль. Жан Люк Годар как-то сказал: «Если в большинстве фильмов вырезать фамилию режиссера, вы не узнаете, кто их снял». С Софией не так.

Вспоминая ваш фильм «Апокалипсис сегодня», ответьте, вы сами лично верите, что Апокалипсис когда-нибудь произойдет? Что может стать катализатором?

Кратчайший путь к Апокалипсису — это тотальная человеческая глупость. Ну, вот как мы сейчас живем? Нас постоянно бомбардируют рекламой: 7 дней в неделю говорят о том, что у нас должно быть то одно, то другое, что мы должны иметь машину как у того или выглядеть как тот-то. И это ужасно, это давление. Я думаю, надо жить рядом с природой, где есть деревья, птицы, дети. И это все можно получить бесплатно. Жизнь человека так несбалансированна и так негармонична, а одна неделя на природе может помочь вернуться к самому себе. Я, например, часто хожу в парк, чтобы понаблюдать за играющими детьми, и я так от этого счастлив. И это не стоит ни копейки!

В России был такой популярный сериал про «русскую мафию» — «Бригада». Вы что-нибудь знаете про наших теневых лидеров?

Я практически ничего не знаю о русской мафии. Правда, у вас почему-то очень много молодых мужчин, которые стали баснословно богатыми за очень короткое время. Я не понимаю, как такое могло произойти. Это возможно только в одном случае… (Тут господин Коппола неожиданно замолчал, как будто пытаясь подобрать правильное слово — прим. ред.) Ну, вообще, я почти ничего не знаю о русской мафии.

У вас есть свои виноградники, и вы предлагаете дегустировать вино с закрытыми глазами. А что бы вы хотели продегустировать в Москве?

Здесь я не дегустировал вин, но у меня был прекрасный ужин в грузинском ресторане. Очень вкусно. Я кстати сразу вспомнил советское время, когда впервые приехал в Москву, и было сложно найти чашечку настоящего кофе или обычный омлет. Почему-то во всех ресторанах еда была одинаковая, и повсюду предлагали помидоры и огурцы…

Какой в вашей жизни был самый запоминающийся подарок?

У меня было два запоминающихся подарка в жизни. Первый — когда на мой 40 или 50‑летний День Рождения жена пригласила в гости актрису, чьи фотокарточки я бережно хранил с самого детства — Джейн Пауэлл. Она изумительно сыграла Белоснежку. Мы с ней без умолку проговорили весь вечер. А два года назад мои дети пригласили Диту Фон Тиз — известную стриптизершу, которая устроила настоящее шоу для меня и моих друзей. Было неожиданно, но забавно. А в этом году я решил сам организовать для домашних сюрприз и лично приготовил японский ужин. Было вкусно.

  • Родился: 7 апреля 1939
  • Награды: 5 премий «Оскар», 2 «Золотые пальмовые ветви» и многие другие.
  • Живет: в Калифорнии, в долине Напа, в местечке Рутерфорд, в поместье Рубикон.
  • Главные картины: трилогия «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «Дракула», «Бойцовская рыбка», «Разговор», «Изгои» и другие.
  • Семейное положение: женат, 2 детей, 4 внуков

Текст: Анна Горюшкина

 

Рубрики

Copyright © 2012 - 2024.
Журнал «Дорогое удовольствие»