Один день. Интервью
Текст: Мария Бронзова. Фото: Николай Темников
Возможно ли это — попасть в киноиндустрию и сразу на главную роль в картину к самому Никите Михалкову? Играть на площадке, стоя перед камерой в первый раз в жизни? Именно так произошло у Виктории Соловьевой, исполнительницы роли Незнакомки в картине «Солнечный удар». А ее история сама по себе напоминает киносюжет.
На съемку Виктория приехала заранее, что на сегодняшний день даже удивительно, обычно наши «звезды» пунктуальностью не радуют. Актриса с удовольствием меняла образы и следовала всем указаниям фотографа, точно улавливая настроение кадра. За четыре часа совместной работы Виктория очаровала не только сотрудников редакции, но и всех, кто работал на съемочной площадке.
Виктория, у вас какая-то фантастическая история знакомства с Михалковым. Расскажите, как это произошло?
Мне кажется, что фантастической мою историю делает присутствие в ней Никиты Сергеевича. Хотя, конечно, если бы мне рассказали историю случайного знакомства известного режиссера и простой студентки, которую мэтр пригласил на главную роль в своей картине, про переезд в Москву, про учебу в Щепкинском училище — я бы тоже подумала, что это похоже на сказку. Однажды я увидела афишу творческого вечера Никиты Михалкова и загорелась желанием туда попасть. Ведь, знаете, мое первое и может быть поэтому самое сильное впечатление от кино связано как раз с его картиной — «Утомленные солнцем». Мне было лет восемь, и до сих пор помню, как я тогда рыдала, когда на экране били генерала Котова, как я сочувствовала его дочери, которая уже никогда больше не увидит своего отца… И вот я понимаю, что у меня есть уникальная возможность попасть на вечер Никиты Сергеевича, увидеть того героя, который так впечатлил меня в детстве. К сожалению, все билеты были раскуплены. Но, наверное, мое желание пойти туда было настолько сильным, что судьба услышала меня и решила помочь — мне позвонил мой хороший друг и, к моему удивлению и радости, пригласил на этот вечер. Позже выяснилось, что мой друг не только лично знаком с Никитой Сергеевичем, но и собирается с ним на ужин, куда позвал и меня. Этот вечер во многом предопределил мою дальнейшую судьбу.
После той судьбоносной встречи вы бросили обучение в Киеве и уехали в Москву поступать в училище имени Щепкина. Как к этому отнеслись ваши родные?
Это было непростое решение: оставить все и уехать в другой город. Вы не представляете, как мне было страшно от неизвестности. Родители за меня переживали: и за переезд, и за выбранную профессию. Они не очень поддерживали и мой предыдущий карьерный выбор, когда я пошла учиться на психолога. Мама все говорила, что я выбираю профессию, результаты которой нельзя «потрогать». Профессия актрисы на тот момент была еще более неосязаемая для них. Но они всегда поддерживали и поддерживают меня.
Тяжело было переехать в другой город и поменять учебное заведение?
Труднее всего оказался даже не сам переезд, а учеба в училище. Было по-настоящему сложно — слишком велика конкуренция: в театральных вузах все хотят быть первыми, и это нормально. Желание все бросить и уехать возникало не раз, но я не могла прийти к Никите Сергеевичу и сказать: «Я больше не могу, вы ошиблись во мне». Проводила в училище дни и вечера напролет, чтобы во всем разобраться. В конце первого года обучения Владимир Михайлович Бейлис, который вел наш курс, сказал, что педагогический состав решил перевести меня на бюджет (Виктория Соловьева сначала по- ступила в училище на платное обучение. — Прим. ред.). Это была лично моя победа, и это было здорово.
Можете вспомнить про ваш первый день на съемках?
В первый день мы снимали сцену проезда Незнакомки и Поручика в пролетке. Никита Сергеевич попросил меня что-то сказать кучеру, и я обратилась к нему так, как сделала бы это в жизни. И тут Никита Сергеевич остановил дубль и сказал мне: «Не нужно все-таки так кричать, когда на тебе потайной микрофон». Я, признаюсь, очень переживала, хотя теперь вспоминаю этот случай с улыбкой. Знаете, что больше всего меня впечатлило с первого дня? Это то, что съемочная группа — как один живой организм, один за всех и все за одного. У нас на площадке царило взаимное уважение, такая демократия во главе с сильным лидером — Никитой Сергеевичем.
Как вы погружались в эпоху вашей героини?
Я много читала о том времени, в котором жила моя героиня, смотрела фотографии тех лет, слушала классическую музыку, училась иначе ходить, говорить. С нами работали специалисты по речи, этикету и пластике. Вместе с Никитой Сергеевичем мы шаг за шагом приближались к тому, какая она — наша Незнакомка: как она смотрит, как дышит, как молчит — все это было очень важно. Но вся работа над ролью должна оставаться за кадром, а в кадре должен быть живой человек той самой эпохи. То, как ты приходишь к этому, не должно быть понятно и видно зрителю. И надеюсь, что у нас это получилось.
Я прочитала вашу фразу: «Сначала костюмеры даже не хотели ушивать по лекалам того времени костюмы, но они просто не знали моего характера». Какой у вас характер?
Позвольте я поясню, что имела в виду. На картине работали профессионалы высочайшего уровня. Они смогли воссоздать в картине прекрасный мир того времени. Специально шились потрясающие костюмы, при изготовлении которых использовались старинные кружева. И все это для того, чтобы сохранить подлинность, достоверность той эпохи. В те времена все барышни носили корсеты. Костюмеры, имея огромный опыт, понимали, что с непривычки актриса не сможет играть в таком корсете — ей не будет хватать воздуха и она может упасть в обморок. Они хотели меня от этого уберечь. Но они не знали моего характера. Мне хотелось, чтобы Незнакомка выглядела как дамы той эпохи — с точеной осиной талией, горделивой осанкой, пышным струящимся платьем. В итоге у меня было несколько разных корсетов, дышать в них было действительно сложнее, были моменты, когда я со слезами на глазах просила, чтобы их расстегнули… Но все перекрывает то чувство, когда ты смотришь отснятый материал и видишь, что есть результат, который тебе нравится. Я была готова и не дышать вовсе, лишь бы воплотить на экране Незнакомку именно такой, какой она, как мне кажется, должна была быть.
Предлагают ли вам сейчас какие-нибудь проекты в кино?
Мне предлагают разные проекты, но пока я не хотела бы говорить об этом.