Стремление получать одни «пятерки», похвалу окружающих, всегда быть лучшим может сыграть злую шутку. Разбираем одну из серьезных проблем — синдром отличника.
На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с оценками. А когда же впервые их получаем? «Естественно, в школе», — скажете вы. Однако это не совсем так. В детстве мы получаем обратную связь от наших родителей. «Молодец!» — слышим мы, когда нас хвалят за то, что мы сделали что-то хорошее с точки зрения старших. Став мамами и папами, мы копируем поведение наших родителей и поступаем со своим ребенком точно так же. Вот с этого момента и начинает формироваться то, что впоследствии может вылиться в синдром отличника.
Однако его симптомы появляются только в школе. Как правило, уже в начальных классах ребенок испытывает из-за оценок сильную тревогу. Если не обратить внимание на первые проявления, синдром может дать опасные осложнения. Они развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте у детей часто возникают нервные тики, психосоматические реакции, а также обсессивно-компульсивное расстройство. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. У подростков во всей красе появляются социальные страхи: боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте. Человек приобретает осложнения в виде неврозов и психосоматических заболеваний: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие. Вот такая крайне неприятная картина.
Отойдем немного в сторону. К сожалению, современная жизнь невозможна без оценки. Все идеи о том, что ребенку да и взрослому важно безоценочное отношение, рассыпаются в прах. Ведь даже в соцсетях мы ставим лайк — оценку, а при телефонной беседе с оператором нас просят оставить мнение о его работе. С одной стороны, мы так привыкли к этому, что иногда не замечаем, с другой стороны, оценка — фактор стресса, напряжения и тревоги. Получается, что это однозначно вредно.
Однако для того чтобы сформировалась самооценка, человеку в процессе развития важно и нужно получать обратную связь от внешнего мира. Здесь кроется то, что может быть ключом к вопросу: «Что делать, чтобы у моего ребенка не развился синдром отличника?». Для формирования самооценки нужно отношение. В чем разница? С чем бы мы ни столкнулись, мы всегда как-либо к этому относимся, испытываем по этому поводу эмоции (страх, раздражение, радость, нежность и др.). Они подсказывают, доставляет ли нам удовольствие происходящее или нет. В этом и проявляется наше отношение к ситуации.
Все идеи о том, что ребенку да и взрослому важно безоценочное отношение, рассыпаются в прах.
Давайте разберемся на конкретном примере. Ребенок приносит вам рисунок: «Мама посмотри, что у меня получилось!» Первый вариант вашего поведения: вы смотрите на это произведение, абсолютно ничего не понимаете, больше того, ребенок отвлек вас от важного занятия. Какие чувства вы испытываете? Можно предположить раздражение. В худшем случае вы игнорируете и ребенка, и его работу, просто кивнув. Если вернуться к оценке, то вы можете либо похвалить, либо оценить рисунок, что-то типа «молодец» или «что-то у тебя тут ничего непонятно». Второй вариант ситуации: вы смотрите на рисунок и на ребенка, обращая внимание на то, с каким чувством он показывает свою работу. Здесь может появиться отношение и к изображению, и к маленькому человеку, который сейчас радуется, волнуется или хочет, чтобы на него просто обратили внимание. Что вы чувствуете теперь? Может быть, нежность? Но это всего лишь одна часть нашего пути к тому, что же делать с этой самой оценкой. Я бы в это момент спросила у себя самой: « А как же ребенок узнает, хорошо он нарисовал или плохо?» Часто мои клиенты рассказывают, что их близкие говорят: «Кто же тебе правду скажет, кроме меня!» Поэтому всегда говорят прямо, что думают, например, «ты слишком толстый/худой» или «что за бред у тебя получился!». Неужели вы правда думаете, что это так важно, правильно ли ребенок нарисовал цветок или нет?
Наконец мы подходим к главному! Прислушайтесь, какой отклик у вас появляется, когда слышите слова «оценка» и «ценность»? Корень у них один, но насколько разное содержание! На мой взгляд, каждый из нас, и в особенности ребенок, нуждается в том, чтобы услышать, узнать, почувствовать, что он представляет для кого-то ценность! Убедиться, что его мысли, поступки и прочее ценят, а не оценивают.
Хочется сказать, что вот так все просто! Цените ваших детей и то, что они делают, остальное, поверьте, за вас сделают другие! В тоже время я по себе знаю, как это трудно, обращать внимание на то, что чувствуешь ты и другой, выражать свое отношение, поддерживать чью-то ценность, а не давать оценки! Желаю вам успеха на этом нелегком пути.
P.S. Важный бонус: начав делать вышеперечисленное для других, вы и к себе тоже можете поменять отношение! Впрочем, это работает и в обратную сторону!
Текст: Анна Гурина, психолог, учредитель Института практической психологии «Терра»