Главная » Home&design » Ода комоду

Ода комоду

Он пришел к нам из глубины веков и готов скрывать в своих глубинах все то, что мы не хотели бы оставлять на виду. Он не стареет, хотя его и нельзя назвать молодым, хорош в любой обстановке. Иной раз его просто нечем заменить. Вы уже догадались, о ком идет речь — конечно же, это он, добрый старый комод!

Самый ранний из предметов мебели — обыкновенный сундук, он-то и считается прародителем комода. Сначала сундук слегка подрос, потом у него выросли ножки… В XVII веке появилась на свет так называемая креденца — невысокий двухдверный шкафчик с выдвижным ящиком. Отсюда до комода уже рукой подать.

Родиной комода считается Франция. Само название «комод» — французского происхождения, образовано от слова commode (в переводе — удобный). Комод действительно гораздо удобнее своего старшего родственника, сундука. Но вообще-то историки мебели указывают, что во Францию комод попал из Италии. Но именно во Франции пережил свой «золотой век» — эпоху Людовика XV, правившего страной почти полвека, с 1720 по 1765 год.

Своим процветанием в эти благословенные для мебели годы комод обязан… женщинам. Король жил среди забав и удовольствий, среди любовных интриг, и его фаворитки имели огромное влияние на государственную политику, как внешнюю, так и внутреннюю. В области декоративно-прикладного искусства их мнение решало все. Под действием женского взгляда комнаты во дворцах стали меньше по размеру, обстановка — более интимной, мебель — более изысканной. В диванах и креслах, как пишут в энциклопедиях, необычайное удобство соединялось с изяществом и уютом. В корпусной мебели не осталось ни одной прямой линии, в моде были изгибы и завитки.

Комоды в эпоху рококо получили выгнутые ножки, выпуклую форму и богатую, изощренную отделку. Мастера-краснодеревщики украшали их инкрустацией черепахой и перламутром, слоновой костью и разными сортами дерева, отделывали бронзовыми с позолотой накладками. Комод был не только предметом обстановки, но произведением искусства — не случайно мебельщики, как и живописцы, ставили подпись на каждой своей работе.

В последующие столетия комоды стали более функциональными. Классицизм и ампир предполагали сдержанность декора и геометрическую форму, а минимализм, восторжествовавший над всеми остальными стилями в XX веке, и вовсе избавил комод от лишних деталей — таких как ручки, не говоря уже о бронзовых накладках. Однако воспоминания о «золотом веке» не дают мебельщикам покоя: они все время возвращаются мыслями в те времена, когда о поточном методе в производстве мебели не могло быть и речи. И тогда на свет появляются модели, сочетающие классику и «неоклассическую иронию», как, например, комод, выпущенный итальянской фабрикой Fratelli Boffi, — пузатый, из красного дерева, с бронзовыми накладками, гнутыми ножками и при этом… с выпиленным «дуплом» на месте одного из ящиков. Дизайнер Ферручио Лавиани — большой мастер иронических цитат.

Подтверждением может служить модель Evolution, которую он создал для компании EmmeMobili. Эволюция мебели налицо: слева — резной комод с рокайльными завитками, в центре — переходный вариант, простое дерево с латунными ручками-накладками, а заканчивается все гладким латунным фасадом. Что ценнее — ручная работа или высокие технологии? Вопрос остается открытым.

Текст: Татьяна Филиппова

 

Рубрики

Copyright © 2012 - 2024.
Журнал «Дорогое удовольствие»