Инструмент эффективной коммуникации под номером три:
Общение без результата — как путешествие без цели. Результат — это то, что вы хотите увидеть, услышать и почувствовать.
Общепсихологическая структура, применимая к анализу любой деятельности, представляется следующей схемой: цель — мотив — способ — результат.
Перед тем, как задавать вопрос или сообщить собеседнику факт, очень хорошо называть результат такого сообщения. Это помогает пробить стену недоверия и убрать первоначальное ощущение опасности под названием «мне сейчас что-то будут впаривать».
Глубокое взаимопонимание можно поддерживать, даже задавая провокационные и трудные вопросы, если вы объясните собеседнику, почему вы их задаете. Часто бывает уместно объяснить собеседнику причину, по которой вы собираетесь задать такой вопрос. Это также покажет ваше уважение. Тогда человек расслабится и поймет, почему данный вопрос уместен и как он направлен на получение результата, вместо того чтобы подозревать подвох, напрягаться либо принимать защитную или наступательную позицию.
Давайте посмотрим на примеры:
«Чтобы навсегда избавиться от лишнего веса, нужно…»
«Чтобы вы действительно получили пользу от этого текста, прочитайте внимательно…»
«Чтобы вы смогли принять это решение, посмотрите на отзывы…»
«Чтобы вы действительно получили от этого разговора то, что вы хотите, могу я спросить…»
«Чтобы найти разрешение вашего вопроса, могли бы вы мне сказать…»
«Чтобы понять смысл этого вопроса, могу ли я спросить…»
«Чтобы вы смогли быстро найти решение, не могли бы вы рассказать мне…»
«Чтобы вы смогли принять это решение, могу я спросить…»
То есть используем связку «чтобы + результат».
Этот приём работает и при обычном эмоциональном общении с близким человеком.
Да что тут говорить, даже при разговоре с ребёнком эта конструкция серьёзно повышает шансы на успех бытовой просьбы:
«Чтобы играть новым конструктором, сначала нужно убрать разбросанные игрушки».