Учиться успевать
По расписанию на одну пересадку мне отводилось четыре минуты, а на другую — одна! Потому что одна минута по швейцарским меркам — это полноценный отрезок времени, за который многое можно успеть.
Успевать я научилась не сразу. Первые пару возвращений в отель, особенно после вечерних коктейлей с коллегами, я умудрялась так запутаться в путях, перронах и переходах, что оставшийся кусок дороги мне приходилось преодолевать уже на такси. Впрочем, вскоре я овладела «наукой пересадок» так, что могла водить за собой заплутавших туристов.
Надо сказать, что автобусы в Швейцарии так же неумолимы, как поезда. Где еще можно сломя голову бежать к остановке, и когда до нее остаются победные 3 метра, водитель закрывает двери и уезжает. Не потому, что имеет что-то лично против вас, а потому, что секундная стрелка коснулась двенадцати. А следующий автобус через час — строго по расписанию…
Каково же было мое удивление, когда «бессердечная» швейцарская транспортная система показала мне совсем другое лицо. Между курортными городками Монтре и Веве, вдоль Женевского озера, курсирует троллейбус. В тот день, как обычно, народу в нем было полно. На одной из остановок я увидела пожилую даму в инвалидной коляске. Без сопровождающих. После того как все желающие вошли и вышли, подножка троллейбуса выехала вперед и трансформировалась в специальные мостки, водитель вышел на остановку и вкатил даму внутрь. Никуда не спеша. При этом троллейбус ходит строго по расписанию.
Я долго ломала голову над этой загадкой: как без спешки и суеты швейцарцам удается так уверенно распоряжаться временем? Почему с этой текучей и неуловимой категорией они на «ты»? Наверное, дело в том, что когда вокруг есть что-то абсолютно надежное и постоянное, этакий «экзоскелет», на который можно опереться, людям остается совсем немного — научиться им пользоваться. Только ведь это абсолютно надежное необходимо сначала… построить.