В конце года на одном из федеральных каналов появится четырехсерийный фильм, который носит рабочее название «Суперфрау». Главную роль в нем исполнит известная бизнесвумен, совладелица ресторана «Платонов» Ирина Пилипенко. О новом головокружительном опыте и кинокухне — в очередном интервью «Дорогому».
— Ирина, в прошлом интервью вы упомянули о новом проекте — съемках документально-игрового многосерийного фильма. Что это за картина и как она вошла в вашу жизнь?
— «Суперфрау» рассказывает о жизни и профессиональной деятельности хорошо известной разведчицы Рут Вернер. Как я уже говорила в прошлом интервью, для меня было абсолютной неожиданностью предложение главного режиссера Андрея Никишина принять участие в качестве исполнительницы главной роли в телевизионном фильме. Если продюсерская деятельность мало отличается по своему содержанию от моих других бизнес-проектов, то актерская игра — творчество в чистом виде. Первоначально от Андрея Никишина, с которым мы познакомились в Доме актера на одном из творческих вечеров, поступило предложение стать сопродюсером его нового фильма. Ознакомившись со сценарием, я была потрясена судьбой Вернер, сыгравшей огромную роль в мировых политических процессах, и с воодушевлением согласилась. Началась обычная работа по подготовке к съемкам. Однако в один из дней режиссер сообщил мне, что нашел исполнительницу главной роли, она полностью отвечает обаянию и органике образа Рут Вернер. И эта актриса стоит перед ним! Вот так я попала в центр съемочной площадки (смеется).
— Расскажите, пожалуйста, о своей героине.
— Рут Вернер, она же Урсула Кучински, Соня, Урсула Гамбургер и др., — невероятная женщина! Удивительной судьбы: немка по происхождению, еще в юности восприняла идеи коммунизма и посвятила себя служению им вплоть до самой смерти (в 93 года!). Сценарий фильма строился в основном на данных, полученных из рассекреченных архивов спецслужб нескольких стран. По признанию ветеранов, Вернер до сих пор считается наиболее эффективной и успешной женщиной-разведчицей в истории не только советской, но и мировой разведки. Она начала свою профессиональную деятельность в Шанхае с Рихардом Зорге, потом были Польша, Швейцария, Англия. У Рут было два мужа и трое детей, ведь как сказал ей Зорге: «Дети — это прекрасное прикрытие для разведчицы». Даже в семейной жизни она в первую очередь руководствовалась интересами дела. Рут была необычайно обаятельной и высокоинтеллектуальной, под ее влияние попадали люди разных социальных слоев: журналисты, поэты, руководители спецслужб — как мужчины, так и женщины. В ходе прочтения сценария я предложила внести некоторые дополнительные эпизоды, в итоге первоначально планировавшиеся две серии превратились в четыре.
— Какую дополнительную работу предусматривала подготовка к этой роли?
— Я прочла автобиографическую книгу Рут Вернер «Соня рапортует», которая вызвала ощущение гордости, что мне предстоит сыграть столь выдающуюся женщину. Изучила доступные материалы, посвященные ее жизни и профессиональной деятельности, отзывы ветеранов разведки. Научилась пользоваться противогазом, стрелять из пистолета, кстати, не бутафорского, телеграфировать азбукой Морзе, изготавливать бомбу из подручных средств (смеется), носить военную форму и кирзовые сапоги в летнюю жару.
Самое сложное в профессии киноактера — это провести несколько часов в гриме и костюме в ожидании съемок следующей сцены. Но атмосфера на площадке настолько веселая и дружная, что усталость не чувствуется совсем.
— Как проходили съемки?
— Съемки длились три месяца. Снимали в киногородке и павильонах Подмосковья. Перед этим около полугода проводились поиски локаций для съемок натуры, подбор костюмов и реквизита. В нашем кинопроекте очень ответственно отнеслись к костюмам: практически все они винтажные, всего несколько вещей шили под фильм. Особое внимание уделялось мелким деталям, воссоздающим атмосферу того времени. Однажды мы с режиссером обедали в ресторане и увидели в интерьере детский велосипед 30‑х годов, который был абсолютно исправен и являлся семейной реликвией владельца заведения. Нам стоило немалых трудов уговорить дать нам велосипед для съемок. Зато сцена, в которой моя младшая дочь Ульяна играла роль дочери моей героини, получилась очень реалистичной.
Разумеется, кино — очень трудоемкий процесс. Команда «Мотор!» каждый день в 10 утра. Работали по 14 — 15 часов. В 30‑градусную жару снимали осень в Швейцарии, а я и дети-актеры — в пальто и шапках. Когда существенно похолодало и температура понизилась до 15 градусов, по плану были съемки «жары» в лежаках на палубе парохода.
Самое сложное в профессии киноактера — это провести несколько часов в гриме и костюме в ожидании съемок следующей сцены. Но атмосфера на площадке настолько веселая и дружная, что усталость не чувствуется совсем. Искрометные шутки, «кинокорм» с полевой кухни, сотни стаканчиков с кофе — все это создает магическую атмосферу. Случались и курьезные ситуации. Параллельно готовились две сцены: улицы Лондона, где я звонила из телефонной будки, и квартал «красных фонарей», где я ждала связного. Порядок съемок поменялся, и в поисках места я обратилась с вопросом к группе актрис из массовки: «Вы англичанки?» А они хором: «Нет, мы проститутки!»
— Что особенного вы почерпнули из этого опыта? И хотели бы повторить его в будущем?
— Этот опыт незабываем! Время пролетело на одном дыхании, я как будто прожила другую жизнь. Как в песенке из мультфильма «Фильм, фильм, фильм»: «Профессий много, но // Прекрасней всех — кино. // Кто в этот мир попал, // Навеки счастлив стал».
В будущем у меня уже есть несколько предложений. Есть сценарий 12‑серийного игрового сериала и полнометражного художественного фильма с очень интересным драматическим сюжетом. Я все стараюсь делать по максиму: актер — это профессия, которая требует соответствующего образования, поэтому параллельно я пошла учиться на курсы актерского мастерства.
— Почему стоит посмотреть эту киноленту?
— «Суперфрау» — это фильм о необычной женщине, сумевшей благодаря своему интеллекту и обаянию войти в историю и оказать существенное влияние на ход важных политических событий. Мне кажется, он вдохновит современных женщин на небольшие, но личные подвиги.