Корея: Гангнам стайл
Корейский полуостров имеет сухопутную границу с Россией. Тем не менее, легче найти россиянина, который побывал в Бразилии, чем того, кто посетил Корею. Причем речь не только о закрытой Северной, но и о демократической Южной.
«Это вы Сергей из Москвы?» Да уж, мое стандартно-европейское лицо не даст спрятаться в Сеуле, даже если это зона прилета международных рейсов аэропорта Инчхон. Иностранцев в Корее не больше, чем чернокожих в России.
Мой встречающий («по-корейски произносить сложно, так что зовите меня просто Хо!») приобнимает за плечо, знакомясь. Второй берет под локоть, провожая до машины. Так, ребята, я понимаю, вы тут пытаетесь вместо своих поклонов копировать европейское поведение, но сильно перегибаете, в Европе достаточно пожать человеку руку.
Однако оказывается, что корейцы не играют — они на самом деле любят физический контакт! Японцы — те действительно здороваются и прощаются исключительно на почтительной дистанции, а корейцы гораздо больше похожи на нас.
Та же похожесть и на улице — если в Японии автомобильный поток по большей части состоит из каких-то неведомых микромашинок, незнакомых даже жителю праворульной Сибири, то здесь автопарк вполне привычный — все больше седаны, иногда хетчбеки или джипы. Примерно половина автомобилей в потоке — производства Hyundai.
Еще с четверть выпущены другими четырьмя местными автопроизводителями: Kia, Samsung, Daewoo, SsangYong.
Остальные — европейские и американские. А вот японских, к удивлению, совсем немного. Удивительно, но влияние больших соседей — Японии и Китая — здесь во всем чувствуется намного меньше, чем европейское.
Южный сосед
Мы подъезжаем к городу, уже начались спальные районы, состоящие из одинаковых 40-этажных «свечек».
Сеул — огромный мегаполис с 11-миллионным населением и постоянно бурлящей жизнью. Здесь есть сразу 4 офисных «сити» с красивыми современными небоскребами финансовых групп и промышленных чеболей. Вот один из них — район Гангнам, прославленный на весь мир рэппером PSY. Проезжая мимо небоскребов, сложно поверить — каких-то пару десятилетий назад на этом месте крестьяне выращивали рис, стоя по колено в воде!
Корейское экономическое чудо называется так совершенно по справедливости. Полвека назад Южная Корея была нищей страной, люди здесь жили хуже, чем в КНДР. Сейчас же Юг — в дюжине крупнейших экономик мира, а про Север не хочется и упоминать. Не вспоминают про северного соседа и сами корейцы. По законам Республики Корея такого государства, как КНДР, вообще не существует. На местных картах корейский полуостров изображен единой страной, СМИ эту тему тоже как будто бы не замечают, но демилитаризованная зона рядом с границей и вырытые воинственными северянами туннели в скалах для прохода танков — один из главных туристических аттракционов Южной Кореи.
Впрочем, нас ждут другие аттракционы. Например, N Tower — телебашня, стоящая на высоком холме в центре города. Уже от подножия башни открывается шикарный вид на весь город, а из вращающегося ресторана на последнем этаже видно, кажется, всю страну (благо размеры ее 300 на 500 километров). Точнее, было бы видно, если бы не смог — над Сеулом всегда висит темное облако выхлопных газов, через которое закатное солнце кажется грязным, как на картинах импрессионистов. Столица Кореи — один из самых загазованных городов мира. Виной тому, во-первых, промышленность, во-вторых — транспорт.
Улицы Сеула забиты машинами. Поток выглядит очень равномерным — грузовиков нет, им въезд в центр запрещен. Мотоциклистов тоже почти нет — в Корее двухколесный транспорт не популярен из-за налоговой политики, на скутерах ездят только курьеры. Основная масса машин — большие седаны.
Статус для корейца — все! Показательно, что огромный Hyundai Grandeur на местном рынке продается лучше, чем бюджетный Accent! Если нет денег, настоящий кореец лучше купит старый Chairman и будет страдать, сжигая в неэффективном пятилитровом моторе бензин, который здесь стоит больше 60 рублей за литр, чем будет позориться на маленькой машинке.
Впрочем, много ездить не придется. Бесплатной парковки в Корее нет. На работу ездят за рулем только те начальники, кто получил оплаченное компанией место на паркинге, остальные довольствуются метро или такси (благо оно совсем недорогое и оплачивается той же транспортной картой). Междугородние дороги — тоже платные. Пересечь Корею с запада на восток стоит примерно 500 рублей, с севера на юг — под тысячу. Магистрали, конечно, отличного качества. Но в городе попадаются и довольно дрянные дороги. И опять я думаю — все-таки корейцы намного ближе нам, чем японцы.
А уж как они водят… «Здесь что, можно было повернуть на красный?» — спрашиваю у Хо. «Нет, нельзя…»
«У вас, наверное, штрафы небольшие?» — «Большие штрафы». — «Тогда почему повернул?» — «Ну вот как-то так…» Видно, что гиду стыдно перед иностранцем за нашего водителя, но он ничего не может поделать. Водитель, как и остальные участники дорожного движения, останавливается на красный свет, только если по пересекаемой улице уже едут машины.
Разметка тоже соблюдается условно: езда где-то между двух рядов — нормальное дело даже для водителя автобуса. А уж курьеры на скутерах просто беспределят — могут пересечь огромную магистраль по диагонали, ехать по тротуару вместе с толпой пешеходов, и так далее. И это удивительно, потому что корейцы, вообще-то, весьма законопослушные люди. Особенно по отношению к европейцам. В любом районе Сеула можно гулять в любое время дня и ночи, подсвечивая себе дорогу смартфоном — опасность может исходить разве что от других иностранцев.
Достояние республики
Кстати, о смартфонах. В Корее нет кнопочных телефонов. За неделю пребывания удалось лишь однажды увидеть раскладушку у какого-то бомжа (а бомжи здесь есть, кстати).
В вечерний час пик каждый первый пассажир метро едет, уткнувшись носом в свой огромный смартфон. Вот студентка переписывается с подружками, пересыпая речь розовыми смайликами. Вот офисный клерк смотрит бейсбольный матч по цифровому TV (оно работает прекрасно даже в метро). Вот домохозяйка играет в какого-то «Веселого фермера». У всех — последние модели Samsung или LG. И у меня тоже — пришлось взять аппарат в аэропорту напрокат, мой новенький мобильник считается здесь устаревшим и не работает в корейских сетях.
Тут надо сказать, для корейца Samsung и Hyundai — все равно что для бразильца футбол и карнавал. Национальное достояние. На Корейском полуострове нет полезных ископаемых, но республика смогла стать мировой фабрикой: сюда привозят сырье, а вывозят готовую высокотехнологичную продукцию. Основой экономического чуда стали чеболи — гигантские корпорации, управляемые одной семьей (аналоги чеболей — японские дзайбатцу). Самые известные из чеболей — Hyundai, Samsung, LG, Daewoo, Lotte.
Половину столетия они олицетворяли силу Кореи, к концу XX века полдюжины чеболей вместе обеспечивали почти половину ВВП страны. После азиатского кризиса конца 1990-х чеболи формально были разделены на менее крупные компании, однако все еще реально продолжают управляться близкими родственниками.
Трудотерапия
В чем корейцы не похожи на нас — так это в трудолюбии. Например, традиционной формой совещания является ночной ужин с боссом. А для того, чтобы попасть в офис и надеть белую рубашку, галстук и очки в толстой черной оправе (их носят 90% клерков — это фактически дресс-код), нужно с таким же усердием учиться. Каждый второй корейский тинэйджер после учебы идет не домой, а к репетиторам.
«А правду говорят, что у вас в России восьмичасовой рабочий день?» «Ну да, обычно мы работаем 8 часов в день, 40 часов в неделю». Наш юный гид вежливо смеется — не поверил. Он работает 6 дней в неделю дотемна, а его начальник обычно и в воскресенье тоже в офисе. И за год дается лишь неделя отпуска. Зато это трудолюбие хорошо оплачивается. Минимальная зарплата в Корее эквивалентна 32 000 рублей, средняя — выше 100 000 рублей, причем рабочие на заводах зарабатывают больше, чем офисные клерки — спасибо «зубастым» профсоюзам.
Но нельзя сказать, что корейцы не умеют отдыхать. Вот факт, который удивит каждого: самым популярным крепким алкогольным напитком в мире является сойджу Jinro (на втором месте — водка Absolut, на третьем — сойджу Lotte)! Сойджу — это корейская 20-градусная водка, делающаяся из риса или картофеля, а Jinro — бренд.
Любят корейцы и активный отдых. В воскресенье все парки и набережные заполняются велосипедистами в противопылевых масках на лице, бейсбольные поля и теннисные корты заняты с утра до вечера, а все холмы в городе выглядят как места паломничества. Так называемая «скандинавская ходьба» с палками, кажется, любимый вид досуга корейцев — даже в рабочее время на лестницах, которыми опутаны все холмы, не протолкнуться.
Может, именно поэтому в Корее встретить полных людей очень сложно. А теперь о доступности такого путешествия. Билет Хабаровск-Сеул-Хабаровск обойдется в 18 000 рублей. Билет из Москвы стоит столько же, но уже в одну сторону. А хорошая новость в том, что с 1 января этого года Южная Корея отменила визы для российских граждан! На границе достаточно показать свой загранпаспорт и бронь отеля. Добро пожаловать или, как здесь говорят, «чьенманьейо»!
Факты: Корея и корейцы
- Чрезвычайно дорогая стоматология выработала в корейцах привычку всегда носить с собой зубную щетку.
- Самый популярный спорт здесь — бейсбол.
- Собак в Корее на самом деле едят. Если быть точным — пекинесов. Но готовят их только в особых ресторанах, и стоит такое блюдо недешево.
- Корейские иероглифы на самом деле не иероглифы, а буквы. И в алфавите их всего 24.
- В корейской кухне есть палочки, но они не деревянные, а металлические, и используются в основном для перемешивания салатов.
- Корейский интернет — самый быстрый в мире. Правда, это касается только трафика внутри страны.
- Заплатить картой можно везде и за все. Наличные воны понадобятся разве что для покупки сосисок на уличных фастфуд-лотках.
Текст и фото: Сергей Лобанов