7-9 декабря во Дворце творчества детей и молодежи (ДТДМ) ярко и с размахом прошел книжный фестиваль «Читай-Болтай» имени С.Я. Маршака. Обширная программа вызвала высокий интерес у воронежцев. Стратегический партнер фестиваля — группа компаний «Ангстрем», и сам этот факт уже стал своеобразным знаком качества. Примеру мебельного холдинга последовали еще 7 спонсоров и 7 инфопартнеров, все с разной степенью вложений. Это обеспечило бесплатный вход на все события.
Организатор Юлия Голубева: «В самом начале спонсоры не были до конца уверены в нас, издательства и авторы относились скептически, родные думали, что мы впустую тратим время, даже мы сами не чувствовали уверенности. Уже на финальном этапе, когда стало понятно, что фестиваль будет, в нас внезапно все поверили».
Открыл фестиваль основатель ГК «Ангстрем» и Школы эффективных коммуникаций (ШЭК) «Репное» Геннадий Чернушкин. Следом выступили член женсовета собрания «Лидер» Наталия Гармонова и ее сын Тимофей, победитель всероссийского конкурса им. С.Я. Маршака «Письмо в стихах» — он прочитал стихотворение собственного сочинения. С приветственным словом выступил директор ДТДМ Сергей Карпов. Директор ШЭК и руководитель оргкомитета «Читай-Болтай» Ирина Карпова представила организаторов проекта — все выпускники «Репного» разных лет. Школа «Репное», для которой книжный фестиваль стал знаковым проектом (самым крупным со времен проведения Фестиваля актуального научного кино 360) была заявлена как интеллектуальный партнер. Огромное количество ее выпускников были привлечены как координаторы, помощники, соучастники, волонтеры.
Три дня на территории ДТДМ работали 19 зон: 3 лекционных, 5 игровых и 5 для мастер-классов (все для детей разного возраста), а также фотозона, театральная, книжная ярмарка, выставка книжной иллюстрации от фестиваля «Морс» и лучших рисунков конкурса «Листая Маршака», открытая библиотека и буфет. Оригинальные декорации художника Евгения Камбалина поражали воображение маленьких и взрослых.
Вся программа, включая параллельные секции, продлилась 164 часа. Из них 18 часов активно развлекала гостей Нелжа Ру (ткацкий станок, лепка из глины, почта Деда Мороза), 18 часов пришлись на мастер-классы проекта Ольги Мацкевич «Мама+малыш» (эко-зоны с игрушками, живопись, чтение книг и перчаточный театр), 10 часов занял ЦИТ.
Наибольший интерес вызвали авторские презентации детских нон-фикшн книг писателя Юрия Нечипоренко, естественнонаучный блок «Умный Воронеж», в секции комиксов толпу фанатов собрал Руслан Хубиев. Восторги в отзывах посетителей были и в адрес переводчика Ольги Варшавер, издателя Татьяны Беринг, писателей Ирины Краевой и Натальи Волковой. Дизайнеры и художники с интересом посетили мастер-класс Анны Чефрановой и оценили выставку книжной иллюстрации и визуальной литературы «Морс». Из онлайн-трансляций в соцсетях больше всего просмотров собрал видеоблогер Дмитрий Гасин («Время»). Литературоведа Леонида Клейна после лекции для подростков окружили слушатели, что является достижением — вовлечь аудиторию 15-18 лет невероятно трудно. Суперпопулярным был мастер-класс от воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского — желающие становились в очередь, а мальчишки часами не отходили от печатного станка. Хорошо и организованно выступила централизованная библиотечная система Воронежа.
Магнитом для всех стала книжная ярмарка. Участники привезли бестселлеры и новинки, да еще и предлагали их по ценам издательств. Профессиональные консультанты от издательств рекомендовали литературу по возрасту и потребностям ребенка. «Альпина Паблишер» и «Манн, Иванов и Фербер» также привезли литературу для взрослых. По отзыву издательства «Самокат», продали 60% привезенных книг, а в материальном выражении — на 90%, потому что купили все дорогое и оставили дешевое (логика больших скидок в действии). Около 65-70% продали «БерИнгА», «Клевер», «Зебра Е», «Карьера Пресс», примерно половину — «Аквилегия-М», «Пешком в историю» и УМЦ «Ребус», на треть облегчили грузы «Арт Волхонка», «Время» и «КомпасГид». Отдельно отметим блестящую работу консультанта последнего издательства.
Ожидания организаторов оправдались на все сто — при планируемом трафике 4000 человек данные показали, что в дни 7-9 декабря фестиваль «Читай-Болтай» посетили более 5000.
Численные показатели фестиваля:
164 часа общая длительность программы
19 программных зон на площадке
20 книгоиздательств
3 книжных магазина
30 спикеров, из них 24 приезжих
16 программных партнеров из Воронежа
5000 посетителей за 3 дня