В День города, 15 сентября, в большом зале Книжного клуба «Петровский» состоялся семинар «Читать или не читать?» Вот в чем вопрос». Организованный Школой эффективных коммуникаций «Репное», которая на протяжении 7 лет занималась обучением и просвещением лучших из лучших представителей культуры, бизнеса и других сфер жизни города, он стал первым шагом к проведению с 7 по 9 декабря городского семейного праздника — книжного фестиваля «Читай-Болтай». Часть программы проанонсировала один из организаторов — Юлия Голубева, отметив, что фестиваль не ограничивается временными рамками и будет напоминать о себе в течение всего следующего года.
Спикерами семинара стали публицист, телеведущий Александр Архангельский, прсихофизиолог Ольга Сварник и профессор, публицист Максим Кронгауз — звездный состав экспертов «Репного». Руководитель школы Ирина Карпова в приветственной речи подчеркнула, что уровень проекта настолько вырос, что некоторые участники семинара, к примеру, Александр Архангельский, сами обратились с предложением приехать и провести лекцию.
Читать или не читать: Архангельский
Основная часть выступления ведущего «Тем временем» на телеканале культура «Декларация прав читателя: о балансе между классикой и современностью, очевидной и не очевидной, проверенной и скоропортящейся литературой» во многом была посвящена списку школьной литературы. Как он выглядит сейчас, каким образом им распоряжаются учителя и как стоит преподавать литературу в школах, чтобы ею заинтересовались учащиеся (по мнению Архангельского, здесь все в руках педагога, который знает особенности каждого ребенка в классе). Эксперт рассказал, как формировался классический канон русской литературы, отметив, что самоцель русской классики не воспитание читателя, как многие привыкли считать.
Читать или не читать: Сварник
«Мозг читающий» гораздо продуктивнее и успешнее мозга, например, смотрящего телевизор или постоянно скроллящего информацию в смартфоне. Все в дело в том, что осмысление текстов вызывает более длительную активную работу нейронов, поскольку нужно серьезно потрудиться, чтобы представить и понять подобную информацию. Поэтому психофизиолог Ольга Сварник рекомендовала читать с детьми с раннего возраста, помогая ребенку лучше усваивать информацию и готовить мозг к более серьезным задачам в будущем. Кроме того, зарубежными учеными выяснено: привычка к чтению определяет не только социальный и профессиональный статус человека, но и устойчивость его нервной системы к тем или иным неблагоприятным внешним изменениям.
Читать или не читать: Кронгауз
Популяризатор русского языка познакомил аудиторию с «Языковыми способностями и читательскими практиками». Кронгауз призвал заниматься с детьми чтением с раннего возраста, тем самым помогать проживать незнакомые ситуации, обогащать словарный запас и развивать мышление. При этом стоит выбирать книги, которые будут интересны не только детям, но и родителям, объяснять незнакомые слова, помогая ребенку вникнуть в смысл строк. И, конечно, личным примером показывать, что чтение — это прекрасно, в противном случае, как нередко случается в школе, к литературе можно вызвать отвращение на долгие годы.